Тайная власть беззакония #ВладимирКвачков #ИльяМаслов
Не всякая власть от Бога! Вопреки широко распространенному мнению, утвердившемуся в результате не совсем удачных позднейших переводов Священного Писания (в том числе и синодального), далеко не всякая власть - от Бога. Славянский перевод, наиболее близкий к греческому подлиннику, доносит до нас истинный смысл слов святого Апостола Павла: «Несть бо власть, аще не от Бога». Славянское слово «аще» означает «если».
Святой Павел говорит не о «всякой власти», а о «властях предержащих» - имеющих высшую власть от Бога. Власть же не предержащая, власть, не основывающаяся на Богоучрежденном порядке, может быть вовсе и не властью, а ее ложным подобием, антивластью, наивысшим проявлением которой станет временное торжество антихриста, которому христианам уж никак не должно повиноваться.
Богодухновенную мысль Апостола развивает блаженный Августин (IV-V век):
«При отсутствии справедливости - что такое государство, как не простая разбойничья шайка, также как и разбойничья шайка - что такое, как не государство? И они (разбойники) представляют собой общество людей, управляются начальствами, связаны обоюдным соглашением, делят добычу по установленному закону.
Когда подобная шайка потерянных людей достигает таких размеров, что захватывает города и страны и подчиняет своей власти народ, тогда открыто получает название государства».
Не всякая власть от Бога…
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти (ἐξουσία) не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим.13:1-2).
1. «Власть – не конкретно император, но власть вообще – римлянами считалась божественной. Власть не только «от Бога», но она сама по себе божественна. А власть – не божественна, она – служанка Божия (говорит апостол Павел римлянам).
2. В переводе не заметен некий важный нюанс. «Нет власти не от Бога». В принятом критическом тексте в данном случае употреблен не предлог apo (от), но предлог hypo (под).
Церковно-славянский перевод этого апостольского послания более точен: «То не власть, если [она] не от Бога». Вся́ка душá властéмъ предержáщымъ да повинýется: нѣ́сть бо влáсть áще не от Бóга, сýщыя же влáсти от Бóга учинéны сýть.
3. Эту фразу следует читать в контексте всего Нового Завета.
«Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5:29) - так ответили Апостолы Синедриону (легитимному органу власти).
4. Мученики, которые составляют большинство в наших святцах, принимали мучение по большей части из-за несогласия с законной властью.
5. Святоотеческое толкование.
Святитель Иоанн Златоуст: «Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает апостол. У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, – все это я называю делом Божьей Премудрости».
6. Поэтому в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви отмечено:
«Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху».
7. Власть всегда от Бога, только иногда как попущение. Чтобы быть покорным власти, нужно, чтобы она была высшей.
Проф. С.С. Аверинцев: "Если, как говорится в Послании апостола Павла к римлянам, «нет власти, которая не от Бога» (Рим.13:1), то естественно заключить, что власть, которая явным образом не «от Бога», — вообще не власть".
То же самое существительное (ἐξουσία) употребляется еще и по отношению к власти тьмы (Лук.22:53). Власть "передана" сатане, который наделяет ей, кого считает нужным (Лук.4:6); порабощает людей греху и смерти (Еф.2:2); верующие во Христа уже в "веке сем" могут получить избавление от нее (Кол.1:13); они призваны "вести брань" против нее (Еф.6:12); а в "веке грядущем" она будет окончательно упразднена (1Кор.15:24). В (Откр.9-10) говорится о саранче: "власть (ἐξουσία) же ее была — вредить людям пять месяцев".
8. (Рим.13:3-4): Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое."
Этот эпизод очевидно поясняет, что власть от Бога у начальствующего только тогда, когда он "Божий слуга", а не творец зла.
"От Бога власть, но от человеков - употребление её и тем паче - злоупотребление ею" (блаженный Августин).
9. Смена власти тоже может быть от Бога (раз следующая власть - от него).
"Знаем, что всякая власть от Бога, но не говорим [при этом], что всякий начальник поставляется от Бога" (свт. Иоанн Златоуст).
10. Вспомним, что были послушными власти, причём церковной, те, которые, как их научили, кричали: «Распни, распни Его!» (Мф.27:20-26), (Ин.19:6).
комментариев нет