Постоянно действующее совещание национально патриотических сил России

Статья 282 УК РФ. Предмет преступления и социальная группа

В этой статье я ставлю цель проанализировать сущность лица (группы лиц), принадлежащего к какой-либо социальной группе, а также предмет преступления.

Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

1. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", -
(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 179-ФЗ)
наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

 

Предмет преступления в данном случае определить нелегко. В уголовном праве предмет преступления - это вещь, элемент материального мира, на который воздействует субъект (преступник). На кого воздействует субъект в статье 282?

Предмет преступления не всегда можно выделить. Например, самовольное оставление части (ст. 337 УК). В данном случае нельзя выделить предмет, потому что беглый солдатик ни на что не воздействует, чего не скажешь при убийстве (ст. 105 УК), где предметом всегда является физическое лицо (человек).

Я полагаю, что если предмет можно выделить, то вариант только один - это группа лиц. Например, я выступаю на митинге и оговариваюсь, что мигранты уязвимы к ваххабитской агитации и неплохо было бы их... [умные люди примерно поняли, что я хочу сказать]. Вот те, кто на этом митинге присутствуют, то есть среди кого я пытаюсь разжечь ненависть либо вражду, и есть предмет преступления. Стоит отметить, определение данного признака никак не влияет на состав преступления.

Всю абсурдность статьи 282 можно разделить на две части. Первая - "действия, направленные на возбуждение ненависти, вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам...". А вторая - "а равно принадлежности к какой-либо социальной группе". Хотелось бы подробно разобрать именно вторую часть абсурдности, а именно "какую-либо" социальную группу.

Легального (то есть определенного в законе) понятия социальной группы нет. Следовательно, толкование данной нормы практически ничем не ограничено. Хотите вы высказаться против полиции - социальная группа. Против Правительства - социальная группа. Против чиновников - социальная группа. Против олигархов - социальная группа. Против семьи Собчак - социальная группа. Против нелегальных мигрантов - социальная группа. И так далее.

Единственный государственный институт, кто может дать определение какого-либо правового понятия помимо законодателя - это Пленум Верховного Суда. Все суды обязаны руководствоваться Постановлениями Пленума Верховного Суда, чтобы правильно применять тот или иной закон в конкретном деле. Однако, в Постановлении Пленума  от 28.06.2011 N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности", где дано определение, например, "действию, направленному на...", социальная группа отдельно никак и нигде не рассматривается, только в перечислении после всех национальных, религиозных и иных признаков, как в УК.

Следует отметить, что законодатель сам определил, какая должна быть социальная группа. Какая-либо. То есть - любая социальная группа. Которую можно выделить по любым признакам. Можно даже не перечислять все эти национальные, религиозные и иные признаки, так как понятие "какая-либо социальная группа" включает в себя ВСЕ признаки, включая те, которые не перечислены. Таким образом, хоть как вы назовете наших гостей из Средней Азии - таджиками ли, узбеками ли, азиатами ли, мигрантами ли..., гостями из Средней Азии и т.д.. То есть сгладить углы, когда вы пишите об азиатах, которые массово совершают преступления на территории РФ, пытаясь назвать их как-то по иному (мигрантами или еще как-нибудь) у вас не получится. Ну, хотя возможно суд это учтет. При назначении наказания. Даст вам два с половиной года вместе трех. Радуйтесь!

Далее. Из ранее упомянутого Постановления Пленума Верховного Суда № 11:

Обратить внимание судов на то, что статьей 280 УК РФ предусмотрена ответственность лишь за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Публичное распространение информации, в которой обосновывается необходимость совершения противоправных действий в отношении лиц по признаку расы, национальности, религиозной принадлежности и т.д., либо информации, оправдывающей такую деятельность, следует квалифицировать по статье 282 УК РФ при наличии иных признаков этого состава преступления.

Под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии [?].

Заметьте, что в первом приведенном мною абзаце помимо расового, национального и религиозного признака написано "и т.д." Однако, в определении понятия "действия, направленного на..." дается закрытый перечень признаков (я это отметил знаком вопроса в квадратных скобках) и никакой социальной группы тут нет.

А теперь рисуем конкретную ситуацию. Например, я написал на своей странице в ВКонтакте, что я требую посадить проворовавшихся чиновников и привожу аргументы, которые подтверждают мои обвинения. Давайте даже конкретно:

"Начальник Управления Федеральной миграционной службы [я знаю, что она упразднена] по городу М. получает заработную плату в размере ста тысяч рублей. Однако, вчера он купил два автомобиля Ферарри за сорок миллионов каждый, чем он похвастался на своей странице в ВКонтакте. Для спасения страны просто необходимо, чтобы вот такие чиновники сели в тюрьму! [были уволены, депортированы, лишены гражданства и т.д). РЕПОСТ!"

Ну, это 280 в тандеме с 282 в чистом виде. Я обосновываю необходимость (коррупция) совершения противоправного деяния (лишить свободы, депортировать, лишить гражданства) в отношении представителя социальной группы "чиновники" (это 282) и призываю всех распространить эту информацию (РЕПОСТ!), то есть призываю осуществить экстремистскую деятельность, а именно возбудить социальную рознь (это 280).

Понятно, что я тут уж совсем за уши всё притянул, но по-моему мой пример близок к тому, чтобы суд осудил такого человека, причем на основании исключительно закона и правоприменительной практики. Заметьте, речь даже не идет о национальности, религии или о чем-то подобном.

В следующих статьях постараюсь раскрыть этот вопрос с помощью судебной практики.

- отредактировал 24.11.2017, исправил недочёты, раскрыл понятие предмета преступления

3 комментария

Веселов Сергей
1

Неплохо.
Тогда получается, что любой, кто инкриминирует мне "280" и "282" - преступник. Он сам подпадает под эти статьи... За свои действия по отношению ко мне, т. к. я принадлежу обязательно к какой-либо "социальной группе" (тем более).

 Владислав
1

Нет. Если это делают сотрудники правоохранительных органов, то это не противоправное деяние. Я же в своем тексте не призвал провести проверку по этому факту, а обосновал необходимость лишить свободы/депортировать/лишить гражданства, но конкретно я не написал, к кому это обращено (к полиции ли, к народу ли и т.д.). Но если даже лишить свободы можно (государство это может сделать), то лишить гражданства нельзя никому и никогда, ни при каких обстоятельствах (часть 3 статьи 6 Конституции). Поэтому, необходимость лишения гражданства - это необходимость совершения противоправного деяния.

Если я не прав, укажите, в чем именно. Естественно, я понимаю, что до такого бреда (возможно) Эрэфия еще не опускалась, но я стремился показать пределы данной нормы, что её теоретически можно применить даже в таком случае.

Чуркин Руслан
1

Окружающий мир для человека естественно-иррационален, но отчасти познаваем и управляем, при условии создания, применения и развития, произвольной искусственной классификации. Для успешного развития человека, общества, важна и сложность (наукоёмкость) и направленность этого процесса нравственными категориями, как отличительными, существенными человеческими свойствами. Человек начал развиваться социально (и нравственно), когда понял, что отличается от животных, прежде всего способностью подчинять инстинкты и агрессию разуму, высшим смыслам.

Путём естественного развития творческого (неуправляемого) мышления, человечеством искусственно выдуманы: народы, религии, государства, наука, социальные группы, все организационно-правовые формы знания, позволяющие если и не познавать и развивать, то управлять, а некоторые придуманы с целью не допустить развитие человека, общества, заставить его отказаться от творческого (критического) мышления. Они обычно характеризуются как деструктивные тоталитарные режимы, секты.

Все организационно-правовые формы социальных групп, представляют собой искусственные классификации, и обладают признаками: определённым объёмом знания, алгоритмами мышления, паттернами поведения. Это формы сознания (совместного знания и типа мышления). Они могут видоизменяться, перетекать в друг друга, сливаться и абстрагироваться. Свойства пластичности, перепрограммируемости мозга человека, позволяют изменять индивидуальное и массовое сознание в значительном диапазоне за достаточно короткий период времени.

Организационно-правовая форма направленной деградации (деструктивная): уничтожение науки, массового широкого образования, здравоохранения; массовое снижения качества жизни; пропаганда и всяческая поддержка наживы, потребления, презрения к труду, эмоционально-инстинктивного поведения; кастовый принцип организации общества; запрет на критическое мышление, доминирующую идеологию (позволяющую направлять на развитие общества), наказания за публичное распространение информации противоречащей официальной, показывающей и доказывающей деструктивный характер официальной политики, саму возможность политической борьбы за иное видение прошлого, настоящего и будущего.

В пределе упрощения остаётся единый общечеловеческий народ, с единым пониманием Бога, едиными алгоритмами мышления и паттернами поведения. Причём сознание структурируется таким образом, который легко воспроизводится компьютерными технологиями, что позволяет управлять упрощённым обществом с помощью искусственного интеллекта. Когда все мыслят одинаково — не мыслит никто. Впрочем высшей касте будет доступно широкое образование, как и части обслуживающего её персонала. Но в целом, в долгосрочной перспективе это ведёт к необратимой деградации, ибо в процессе совместного знания, количество переходит в качество. Это когда образование доступно большинству, то появляется достаточное количество одарённых людей и происходит скачок развития. За последние тридцать лет мы наблюдаем обратное.

Можем ли мы воспринимать такую перспективу (цифровое, логически организованное общество)как рациональную и естественно-обоснованную? Нет. Разве, что в состоянии упрощённого сознания (дебилизма). Ведь даже фундаментальные вещи, как то целые числа — условны, искусственны, ведь ни один фундаментальный закон не отображается целыми числами, в основном это безконечные дроби. А законы логики не доказываются и не выводятся друг из друга, они случайно найдены и применяются произвольно. К сожалению, построить на этом основании новую религию (народ, общество)вполне реально для людей, иррациональный идеал которых — власть ради власти, причём ни чем и никем не ограниченной. Но это уже не человеческий идеал, т.к. человеческое есть в ограничении власти(агрессии)и нравственной направленности на благо общества.

Следовательно такая организационно-правовая форма направленной деградации, является религией. Как впрочем и любая другая форма организации общества. Следовательно речь может идти о частичной совместимости, несовместимости, противостоянии религиозного сознания государств, народов, социальных групп, в т.ч. непримиримом, экстремальном, в т.ч. с насильственными действиями. Как межгосударственными, так и внутригосударственными. Например небольшая социальная группа, секта, объединённая иррациональными идеалами(обогащение за счёт общества), определённым поведением (асоциальным), мистическими чувствами(превосходство, исключительность), обманным путём захватывает власть в государстве и начинает вести искусственный (отрицательный)отбор на все руководящие и ключевые должности, меняет законы (постепенно, чтобы не возник активный протест).

Она несомненно входит в противоречие с религией большинства, государство-образующего народа. Поэтому она вынуждена для спасения своей власти применять насилие, что есть религиозный экстремизм. При длительных репрессиях и крайне жестоких формах насилия (религиозного экстремизма), на некоторый среднесрочный период, этой социальной группой (сектой, народом), результат может быть достигнут, как мы то видим на примере религиозного государства Израиля. Но гарантированно устойчивый результат, может быть достигнут только при полном уничтожении других народов, а в пределе, по логической (деструктивной) цепочке, и самих израильтян. Впрочем по религиозным учениям некоторых иудейских сект, дело обстоит именно таким образом (чистота расы).

Если бы подобная социальная группа (секта, народ, преступные кланы, суб-народы)захватили бы обманом и силой власть в России, то здесь бы они наткнулись на непримиримое противодействие государство-образующего русского народа, собранного как народа-цивилизации, на ценностях православного христианства, безкорыстия, помощи ближнему, любви к отечеству, русской земле. Следовательно им для изменения массового сознания, понадобилось не менее сорока лет: жизнь поколения знавшего другое устройство общества, плюс время дожития могущих лично передать знания пенсионеров. Обеспечивать этот срок должены: разрушенные промышленность, инфраструктура, горизонтальные связи, в т.ч. в самоорганизации, самоуправлении, избирательной системе, продовольственная зависимость, низкий уровень жизни, рождаемости, чудовищные искусственные проблемы с жильём в северной стране, нищета, тотальная безработица сочетаемая с рабским почти неоплачиваемым трудом, издевательские грабительские налоги, многочисленные противоречащие законы, огромный силовой блок репрессивного толка, наёмная армия (как и силовики, лучше чтобы они были иностранцами, или хотя бы нацменьшинствами), преданные режиму назначенные ключевые руководители, судьи (также лучше нацменьшинства с взятыми русскими фамилиями). Ну и конечно пара-тройка уголовных статей, типа 280-282. Где нет чётких границ преступления, нет дефиниции понятий, нет методики доказательств, кроме произвольных. Надо же как-то формально обосновывать исключительную ценность религиозных категорий своей социальной группы, секты, народа. Но превосходство одних религиозных ценностей над другими, доказанное с помощью силы и есть религиозный экстремизм, не так ли? Даже если бы эта религиозная группа пришла к власти легально, как в фашистской Германии.