Кому не интересна политика
Если вам не интересна политика, то данный вопрос нужно рассматривать как минимум с двух сторон:
1. Вы не интересуетесь политикой из личных, собственных мировоззренческих позиций и отношения к окружающей реальности.
2. Вы не интересуетесь политикой, потому что вам навязали извне, что политикой интересоваться плохо, политика - это грязное дело, туда лезут только сумасшедшие, аферисты, амбициозные или преступные элементы и пр. Вы себя к данной категории лиц не относите, поэтому в политику не лезете. (Хотя порассуждать временами хочется и бывает порой даже интересно).
Начнём с того, что жизнь каждого из нас, как это не будет звучать банально, определена уровнем базовых и личностных потребностей. Что надо обычному человеку: быть сытым, одетым, иметь крышу над головой, общаться, любить, заниматься любимым делом, иметь возможность выбора, реализации собственных возможностей, отдыхать (путешествовать), учиться, получать помощь (любую, начиная с медицинской), жить без страха. На самом деле потребности у всех людей одинаковые. Разница только в качестве и количестве.
Так вот, при всей видимости, что удовлетворение данных потребностей носит индивидуальный и личный характер, реализация их невозможна без социальной организации и вовлеченности человека в социальные процессы.
Здесь возникает двойственность ситуации, когда все потребности удовлетворяются, создаётся ложное ощущение, что это происходит само собой: кто-то сидит сверху, управляет всеми нужными механизмами, нажимает на нужные кнопочки, чтобы всем было хорошо. Зачем интересоваться и лезть в процессы устройства этого механизма, если есть грамотные люди, которые всё сделают, чтобы я был сыт и бомбы с неба не падали. Конечно же, любой «механизм» не может работать безупречно, поэтому возникают различные сбои и несправедливости, поэтому кажется, что не стоит обращать на это внимание, это где-то с кем-то, но главное не со мной. С другой стороны, даже если ты видишь эти «сбои»: ну что ты один можешь сделать? как можешь повлиять на ситуацию, на работу «механизма», который вроде бы как и сам работает, что-то там делает, крутит-вертит. Кроме точечных возмущений и попыток восстановления своих нарушенных прав дело не идёт. Вера в независимо работающий «механизм» непоколебима.
Как правило, данное восприятие реальности относится к первой категории лиц, не интересующихся политикой: схема «мои желания отдельно», работа «механизма исполнения желаний отдельно» доминирует в сознании таких людей.
С другой стороны, мировоззренческие убеждения, в том числе и интерес к политике, бывают навязаны человеку извне. При этом данные убеждения принимаются лично, и воспринимаются как собственные, неотъемлемо связанные с внутренними убеждениями. Отвращение к политике, политическими процессам и некоторым политическим деятелям активно пропагандируется в СМИ и демонстрируется намеренно, вызывая недоверие, и весь спектр отрицательных эмоций, способный сделать внутренний вывод, что политика это грязь, мерзость что такое, приличным людям там не место. На фоне всей этой грязи обязательно должно быть несколько положительных политических персонажей, которые бесстрашно и самоотверженно выполняют всю грязную работу. Зачем пачкаться? пусть это делают или сумасшедшие или герои. Интерес к политике в данном случае может ограничиваться рассуждениями, высказыванием симпатий, внутренним негодованием без побуждения к активным действиям. Активное избегание участия в политических процессах в данном случае, как ни странно, может сопровождаться чувством собственного величия и повышением самооценки: какой я молодец, что я в этом всём не участвую, не запачкался, не подверг свою жизнь и жизнь близких опасности – нормальный человек в грязь не полезет – я нормальный.
Интересно то, что при всей видимости, самостоятельность выбора в отсутствии интереса к политике и политическим процессам, не соответствует действительности. Управляемые, зависимые от удовлетворения собственных потребностей и желаний люди – идеальный материал для удовлетворения ещё больших потребностей и желаний людей, имеющих деньги и власть. Построение общества, в основе которого лежит исключительно удовлетворение личностных и индивидуальных потребностей, неизбежно будет порождать паразитический принцип управления на всех уровнях. Всё зависит от аппетитов и возможностей. При этом человек лишается своей идентичности, воли и истинной свободы выбора.
комментариев нет